Поиск

Что читать? Про искусство и философию, искусство и деньги, искусство и выставки.

№1. Терри Смит «Осмысляя современное кураторство».

Известный американский арт-критик и теоретик искусства в 5 главах книги размышляет о том, что значит быть куратором. Не кураторам и не стремящимся ими быть будут интересны мысли Терри Смита о современном искусстве. Например, он, исходя из практики международных кураторов Окуи Энвезора и Николя Буррио, пишет о главных направлениях развития искусства. Это продолжение модернистских ценностей, становление всемирного постколониального единства и возникновение «эстетики взаимодействия». О месте художников Ближнего Востока в мировой системе современного искусства, значении Венецианской биеннале и связи локальной истории и общемирового контекста читайте в книге.


№2. Ален Бадью «Малое руководство по инэстетике».

Ален Бадью – современный французский философ, он смотрит на искусство глобально и предлагает новую эстетическую схему, которую он называет «инэстетикой». Но вначале он рассуждает о старых схемах, которые сложилось из понимания связи искусства и истины. Их всего три. 1 - дидактическая, согласно ей искусство не обладает способностью к истине, а является лишь её видимостью, причем безосновной и неаргументированной. В рамках этого взгляда искусство может быть либо осуждено, либо рассмотрено с сугубо инструментальной точки зрения, то есть может и должно служить воспитанию и пропаганде. 2 – романтическая, по этой схеме одно лишь искусство способно свидетельствовать об истине. 3 – классическая, по ней искусство вообще не истинно и не стремится таковым быть, соответственно познать что-то через искусство невозможно, а можно только успокоить свои страсти и достичь катарсиса. Искусство должно нравиться и исполнять терапевтическую функцию. На смену этим схемам Бадью предлагает инэстетику. Философ считает, что искусство не находится в подчинении у истины, а само её производит. «Искусство – это мысль, продуктом которого является реальность (а не эффект реальности)», и оно абсолютно равнообъёмно истинам, которым оно расточает. Следить за мыслью Алена Бадью более увлекательно, чем искать разгадку детективной истории. Тем более, что в философии ставки намного больше.


№3. Анна Арутюнова «Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента».

Небольшая, но очень интересная книга о взаимоотношениях мира искусства и мира денег с 2000-х гг. Что такое «кураторские торги», чем отличаются произведения, которые представляют на художественных ярмарках, можно ли продать процессуальное искусство, какие новые стратегии появились в сфере арт-рынка – об этом и не только, точно, без скандальных историй и заигрываний с читателем пишет автор. Она открывает некоторые особенности устройства и работы этого сложного механизма, также обращает внимание на перспективы, которые совместно находят арт-дилеры и художники.


№4. Филип Хук «Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я».

Это тоже рассказ о связи искусства и денег. Только со стороны человека, который большую часть своей жизни проработал в аукционных домах: он был директором аукционного дома Christie's, а сейчас является членом совета директоров Sotheby's. Как аукционные дома создают репутации художникам, продвигают определенные бренды и что может помочь продать произведение искусства. Читать легко!


№5. Журнальный зал.

HARPER'S BAZAAR RUSSIA сентябрь 2020 – в номере аж две статьи, посвященные современному искусству. Обе они про грядущие выставки в Москве и Санкт-Петербурге.

С 11 сентября 2020 года по 17 января 2021 в Музее современного искусства «Гараж» состоится Триеннале, где будут представлены современные художники со всей России. Задачу выбора делегировали участникам прошлой первой Триеннале. Советчиков ни в чем не ограничивали, но поставили два важных условия. Во-первых, нужно было четко обозначить свою связь с художником. А во-вторых, обязательно каким-то образом помочь. Также у Триеннале нет общей темы. Каждый художник будет говорить только о том, что волнует его прямо сейчас. Выставка обещает быть острой и крайне разнообразной.

А в Санкт-Петербурге с 9 сентября по 8 ноября 2020 года в Государственном Эрмитаже планирует персональная выставка китайского художника Чжань Хуаня. Многие работы были созданы специально для этой выставки под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. Зрителей поразит и заворожит техника, в которой работает Чжань Хуань. Он создает произведения из пепла благовоний. Помощники сортируют частицы пепла по оттенкам - от белого до черного, и художник "пишет" картины, рассыпая их на разложенные на полу холсты. Затем эфемерное изображение закрепляют, распыляя над полотном специальный химический состав. Работы из серии «Мой Эрмитаж» выполнены в другой технике. Изображение складывается из снимков картин Леонардо, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, которые наклеены на антикварную дверь из китайского дома, и резьбой по этой самой двери. Чжань Хуань объясняет, что «открывая дверь, мы как будто проходим через историю». Таким образом художник создаст «ощущение магического пространства».


Журнал Elle Decoration лето опубликовал интервью с художником Олафуром Элиассоном. В публикации верно пишут, что Олафур Элиассон делает погоду в искусстве – в буквальном смысле: он показывает в музеях солнце, туман и радугу. Особый акцент ставится не только на художественной составляющей работ художника, но и на экологической. Ведь Элиассон говорит о проблемах планеты и ищет их решения. Кроме экологии художник рассказывает о влиянии русского авангарда на его творчество и процессе создания работ.


Просмотров: 29Комментариев: 0