Поиск

Вероника Черняева путешествует между мирами.

Вероника Черняева работает в традиционной технике живописи по холсту акриловыми, а иногда масляными красками. Так выполнена и серия работ под общим названием «Ахмат». «Ахмат» - село в Саратовской области, где художник проводила летние каникулы у бабушки и дедушки. Вероника Черняева словно смотрит одним глазом в своё детское прошлое, а другим – в настоящее, склеивает на холсте хорошо знакомые ей миры: городскую столичную повседневную жизнь, яркие деревенские дни каникул, воспоминания, привязанности, нежность к любимым людям и местам, детство и мир взрослых.


Холст в 263х184 см Вероника Черняева разделяет по горизонтали пополам. Сочным, а иногда и драматичным, зеленым художник заполняет нижнюю часть картины – здесь всё поросло травой. Изумрудные линии-волны наслаиваются на светлые почти прозрачные широкие мазки краски, пятнами тёмно-болотного цвета автор формирует густые заросли. О сглаженности и однородности не может быть и речи. Это зелёное море простирается, как хочет, с напором прорастая и образуя насыщенные пятна подобные черным дырам. Ему противостоит небо в верхней части картины, будто разлитое малиновое варенье оно то концентрируется в плотную непроницаемую массу, то расползается, бледнеет до розового, а в некоторых местах оставляет свободные просветы чистого холста. Два ярких интенсивных цветовых блока сшиты изображением ряда панельных домов, которые скромно составляют линию нейтрального бежевого цвета с серыми дырами окон, балконов и лоджий.

Также Вероника Черняева склеивает пространство и по вертикали, помещая в центре всей картины фигуру в желтом, занятой пересадкой цветка. Она словно освещает и вносит теплоту в работу. Остальные три фигуры написаны в сине-фиолетовых тонах и по цвету рифмуются с облаками на малиновом небе. Поражает разобщенность всех персонажей, они не взаимодействуют друг с другом. Кажется, что художник вырезает каждую фигурку из своей памяти, в которой однажды они закристаллизовались именно в этом образе, и помещает в условный контекст буйной природы юга России, которая в воспоминаниях автора экзотична и даже фантазийна. Вот на лавочке сидит бабушка и разговаривает по телефону, соседка наблюдает, как пересаживают цветок, сама Вероника держит игрушечный самолет и смотрит куда-то влево. Туда же направлено внимание двух коричневых собак, которые выглядят почти одинаковыми. Этот разворот трех фигур по диагонали картины придает динамику работе и противостоит четким горизонталям ряда панельных домов, дорожки перед ним и газовых труб. Кроме этого разного сорта движения оживляют картину. Небо закручивается полудугами, фон стекает вниз подтеками краски. При этом фигуры выписаны четко, они незыблемы, вечные, постоянные величины мира художника.


На другом холсте 183х133 см Вероника Черняева превращает вид саратовской деревни в таитянский экзотический пейзаж. Яркость и разнообразие цветов, дыни и арбузы, фигура девушки, держащей на голове цветок, заставляют усомниться в здешности этих мест. Желтая стена дома будто собрана из соломы, ультрамариновые столбы труб справа и слева ограничивают работу, малиновая земля растекается словно море. На светлой дорожке цветового нейтралитета спасаются три фигуры. Они выглядят совершенно по-дачному. На них одежда, которую нестрашно испачкать в огороде, в которой удобно наклониться к грядке, которая не образует друг с другом комплекта, а одевается, потому что удобная. Мы все так выглядим на даче. Через свою историю детства Вероника Черняева напоминает зрителю о его прошлом, которое когда-то тоже было волшебным.

На этой работе зритель может заметить сбой матрицы – дублирование черно-белой кошки. Абсолютно идентичные фигуры кошек сидят друг за другом. Может быть, и в предыдущей работе одинаковые собаки указывали на ошибку, которая неизбежно возникает при построении реальности. Случайности и неточности указывают на субъективность любого прошлого, когда события не выстраиваются последовательно в точную линию, а собираются в узор калейдоскопа, где герой, он же автор, одновременно маленький и взрослый, а бабушка замерла в одном возрасте.

На третьем холсте 283х184 см Вероника Черняева сгущает черные тучи, выстраивает стеной лес и запутывает зрителя. Он не понимает, оказались ли герои картины под защитой дома, за окнами которого собирается чернота, или наоборот они находятся на пороге, а внутри дома печка производит новые и новые клубы дыма, которым уже стало тесно и они черной шапкой лезут во внешний мир. Неоднозначность расположения стены дома и леса указывает на то, что герои, а это уже знакомая по первой работе бабушка и девушка, оказались на границе между мирами. Тревогу навивает не только неопределенность их положения, но и красная лужа на которой изображена фигура девушки. Но снимает общую напряженность и даже драматизм картины кот. Он написан под правой рукой девушки, мирно перекатывающимся с бока на спинку. Кот нежится рядом с хозяйкой. И оказывается, что хозяйка лежит не в луже, а в море малинового варенья, сваренного бабушкой.


Последняя работа из серии «Ахмат» отличается от предыдущих. На холсте 50х60 Вероника Черняева пишет потрет кота Василия и своей бабушки. Зритель уже узнает бабушку по халату в голубых тонах, а может быть и кота по черно-белой расцветке. Это настоящий диалог между двумя любящими существами, которые готовы дарить друг другу заботу и внимание.

Вероника Черняева – шаман, путешествующий между мирами. Она то отправляется в прошлое, то распахивает двери в фантазийные реальности, то пишет себя настоящую среди пейзажа из детства, застревая на пограничье. Она словно Нео из «Матрицы» заставляет ложку согнуться, потому что разгадала законы мироздания: всё существует одновременно, и именно это она передает на своих холстах; а прошлое гибко и нелинейно, поэтому в её руках воспоминания превращаются в податливый пластилин, из которого она лепит настоящее.

Конечно, зритель не узнает в бабушке Вероники Черняевой, свою собственную, но художнику удается сделать переход от собственной частной истории к всеобщему. Своими работами она открывает законы матрицы перед всеми, благодаря картинам Вероники Черняевой каждый может отправиться в свои личные путешествия, встретить себя искреннего.

Просмотров: 133Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все