Поиск

Екатерина Лазарева "Пляж"

Екатерина Лазарева – художник из Иркутска. Она расписывает стены (и не только стены) города, проводит интервенцию искусства в городскую среду, наклеивая репродукции известных картин на двери подъездов. При том, что для неё весь Иркутск является холстом, она и в небольшие форматы привносит разнообразие техник и материалов. Серия «Пляж» - это работы размером А3, где гуашью и акварелью, тушью и гелиевой ручкой, углём, а также с помощью коллажа, Екатерина Лазарева создаёт тягучие пейзажи, в которых застыли люди и замерло само время.



Пространство листа Екатерина Лазарева, словно демиург, разделяет на две части: землю и море. Море то предстаёт голубым и серым затягивающим туманом, в котором теряются человеческие фигуры, то белой манной кашей, мягко обволакивающей купающихся. В некоторых работах художник закрашивает морскую часть частыми короткими горизонтальными штрихами чёрной гелиевой ручкой. Это создаёт эффект белого шума, который возникает, когда на экране пропадает изображение и появляется рябь из серых пятен. Так в работах Екатерины Лазаревой кажется, что полоска пляжа стала буквально краем света, за которой нет ничего, там вещание человеческого мира прекратилось. На одном рисунке в этом ничто спокойно стоит девочка. Её белая фигурка выделяется среди монотонной заштрихованной глади и отличается от двух темных фигур на берегу. Их тела черны от загара и также закрашены штрихами, только они сделаны по диагонали и вертикально, – они уже готовы дематериализоваться, уйти в морское ничто.



На одной работе Екатерина Лазарева изображает поверхность песка красками бледно-золотистого, грушевого цветов, встраивая пожелтевшие обрывки газеты с иероглифами. Значки-письмена, выгоревшего на солнце черного цвета, оживляют монотонность берега. Они словно насекомые расползаются по бумаге. На другой работе художник полностью формирует землю под женскими фигурами из журнальных кусочков, а пространство за горизонтом – море это или небо до конца непонятно – состоит из эксцентричных мазков густой плотной белой краски, на которые наклеена вырезка из испанской газеты. То ли это своеобразный текст-подсказка для разговора персонажей рисунка, то ли голос внешнего мира, который шумит постоянным гулом: обрывками диалогов местных жителей и отдыхающих, долетающими словами песен, криками, за которыми иногда скрывается плеск волн, также как за этой газетной вырезкой – ширь моря. Эти газетные вырезки передают настроение отдыха, выбившегося из расписания обыденности и рутины, экзотику мест, куда люди отправляются в отпуск, дух путешествия и открытия новых мест.



Лица людей, на рисунках Екатерины Лазаревой не имеют черт. Чаще всего художник очерчивает их фигуры черной ручкой, закрашивает купальные костюмы также чёрным, редко добавляя цвет. На месте лиц она оставляет зияющую пустоту или несколькими штрихами условно обозначает нос, глаза и рот. Минимальным количеством одежды, неидеальными формами, статичными позами, отсутствием индивидуальной внешности они походят на палеолитических венер. Это извечные божества материнства и плодородных сил природы на отдыхе, они оставили суету и семейные заботы, чтобы окаменеть в неподвижности и покрыться медным загаром.


На одном рисунке на втором плане Екатерина Лазарева изображает практически Венеру Милосскую. Женщина не выходит из морской пены, подобно богине любви, а застыла в белом морском киселе, настолько густом, что ни она, ни даже ребенок в красном плавательном круге не могут пошевелиться. Они, словно осы, прилипли к тягучей плотной субстанции. Женщина держит руки за спиной и перенесла вес тела на одну ногу, выставив бедро в сторону - её поза и спрятанные руки и создают аллюзию на известную статую Венеры.


На другом рисунке Екатерина Лазарева легкими прикосновениями карандаша к бумаге создаёт три фигуры на фоне бледно-голубого моря и белого песка. Мальчик и девушка чем-то заняты на пляжном коврике, а рядом с ними стоит женская фигура с накинутым на плечи полотенцем. Складки полотенца образуют клинья, и женщину зритель может принять то ли за бабочку или осу – очки на её лице напоминают фасеточные глаза насекомых, то ли за ангела, который оберегает двух созданий – ведь шляпа женщины может оказаться нимбом.

Обычно путешественники возвращаются из отпуска с сувенирами из стран, где они побывали, внушительным количеством фотографий и впечатлений. Екатерина Лазарева сувенирам и фотографиям предпочла создать своеобразную энтомологическую коллекцию, в которой запечатлены люди, навсегда застывшие под лучами солнца в зыбучем, затягивающем, неотпускающем море, словно насекомые в янтаре. Художник поймала своих героев и вычленила их из потока времени. Некоторые её рисунки походят на отпечатки, кальку фресок древнеримской виллы, на которых фигуры людей расплываются и уже готовы стать фоном для чего-то нового.



В рисунках Екатерины Лазаревой зритель найдёт покой и отрешенность, переходящие в медитативное расслабление. Они замедляют ход времени и напоминают о существовании моря, солнца и безмятежности.

Просмотров: 13Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все