Поиск

Монтаж реальности в работах Ромы Сойды.

Рома Сойда – художник, который экспериментирует в разных сферах творчества. Он делает перформансы, организует инсталляции, выпускает арт-книги и футболки с собственными принтами, ловит вдохновение в скетч-буке, сочетает в своих работах диджитал-живопись и рисунок от руки.


Часто Рома Сойда делает эскизы и зарисовки цветными линерами, фломастерами, маркерами, карандашами. Так уже в процессе набросков на одном листе собирается коллаж из разных тем, фигур, героев. Портрет молодого человека, будто сотканный из цветных ниток, выложенных на черном фоне, соседствует с месивом из скетчей, в котором рисунки наползают друг на друга. Изображение пожилого улыбающегося человека, разукрашенного фломастерами под клоунский грим, идёт в паре с графичным, составленным перетеканием черных плавных линий рисунком головы статуи.

Рома Сойда

Сюжетные сценки и метафоры смешиваются в одном образном бульоне. На другом листе художник создаёт немного мультяшных девушек, которые едут на скейте. Они сами нарисованы фиолетовым фломастером, их тела Рома Сойда забивает чёрными татуировками, красные волосы развеваются на ветру. Первая из них бесстрашно несется, размахивая снятым бра словно флагом, а вторая пугливо закрывает её голую грудь и жмется в страхе. На этом же листе плавает набросок рыбы простым карандашом. А в углу выделяется буквальное изображение метафоры - руки спицами вывязывают цепочку ДНК.

Рома Сойда

В другом наброске Рома Сойда использует прием киномонтажа. Перед зрителем будто раскрывается раскадровка фильма, в которой мелькают крупный план героини, романтическая сцена свидания, стоп-кадр из кабины пилота самолёта, застывшая картинка драки, всё это дополнено пояснениями, которые мог бы оставить режиссер. Художник пытается объяснить действительность в многообразии и несводимости к единым простым основаниям.

Рома Сойда
Фобии внутреннего ребенка

Рома Сойда развивает этот принцип сборки и в других своих работах, уже намеренно сталкивая между собой разные идеи и образы. Так случайный монтаж становится средством художественного выражения. «Фобии внутреннего ребенка» - буквальное художественное конспектирование потока сознания главного героя, возможно, самого автора. Эта картина выполнена на холсте 77х66 см цветными карандашами и фломастерами, в двух верхних углах на неё наклеены браслет-пропуск на концерт или в ночной клуб и стикер, на котором 5 раз повторено слово «абсурд». Центральное место в работе занимает текст – попытка объяснения идеи. Кроме этого среди персонажей в разных местах картины появляются фразы на русском и английском языка, иероглифические надписи. Яркий и беззаботный колорит работы, в котором преобладают желтый, зеленый, голубой, оранжевый, контрастирует с некоторыми пугающими изображениями: «котиком-невротиком» с автоматом, пауками, гильотинами, раскрытым швейцарским ножиком. Простотой, плоскостным изображением, скученностью и наслоением друг на друга эти «веселые картинки» одновременно напоминают рисунки детей и душевнобольных. Это своеобразный портрет современного человека, который не успевает вырасти, как на него уже наваливается жизнь. Это немного растерянный перед реальностью, инфантильный, человек, чьи представления о мире также коллажны и мозаичны как работы Ромы Сойды.

Рома Сойда постоянно наращивает контексты и делает художественное и смысловое поле работы очень густым и насыщенным. Этого он достигает и с помощью диджитал-живописи. Художник оцифровывает эскизы и с помощью компьютерной графики соединяет их и дополняет новыми изображениями. Изображение получается будто сглаженным, глянцевым, при том, что автор сохраняет фактуру – прерывистые черточки карандаша, мягкие линии фломастера или мазки кисти. Безграничный выбор цветов, возможность убрать неверный штрих дают свободу выбора автору и он пускается в открытое плавание: соединяет контрастные пятна синего, красного, бежевого, желтого цветов на лицах героев, словно мозаику или аппликацию собирает портреты, делает из некоторых персонажей героев комикса, утрируя их черты и выражения лиц. Всё это уводит зрителя от реальности в воображение Ромы Сойды. Художник в работах проговаривается про себя, но при этом задевает что-то личное внутри каждого.



Дерзкие и ранимые зрители найдут в работах художника если не себя, то интересного собеседника в лице автора и его героев. Через творчество Ромы Сойды они познакомятся с миром на максимальных частотах, где много всего: цвета, событий, образов, фактур, мыслей.

Просмотров: 48Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все