Поиск

Деконструкция прошлого в коллажах Виктора Жданова.

Виктор Жданов – художник и куратор. Он делает инсталляции, гравюры, графические работы, создает диджитал и аудиоколлажи, коллажи на деревянных досках и бумаге.

Бумажные коллажи Виктора Жданова начинаются от мини-формата – от 55х61 мм до 80х87 мм, но чаще всего художник делает работы размером с книжную страницу. Основой для коллажа служит фотобумага, картон и даже рентгеновские снимки. Из журнальных и газетных вырезок, фрагментов старых потемневших книжных листов автор составляет композиции, часто дополняя их яркими подтеками краски и цветовыми пятнами, зарисовками карандашами и чёрной тушью.


Частым элементом коллажей Виктор Жданов делает обрывки страниц с текстом. Это может быть чек от покупки, который располагается в центре композиции, среди цифр и букв плавает наклеенная сверху вырезанная из старого журнала золотая рыбка. Строчки из газетной статьи или книги задают ритмический рисунок произведениям. При этом художник обрекает попытки зрителя прочитать, выявить смысл текста на неудачу. Виктор Жданов специально зачеркивает некоторые слова в тексте, располагает страницы друг на друга внахлест и переворачивает их вверх ногами, вырезает слишком тонкие полоски, так что буквы не складываются в слова. Зритель попадает в тупик и начинает смотреть на текст как на орнамент, видит не значение, а только означаемое. Набор букв, разрозненных слов становится фоном или декоративным элементом, художественной деталью работы.

Виктор Жданов
Плоть рыбы

В работе «Плоть рыбы» художник сочетает обрывки со словами русского языка, русского языка в старой орфографии, английского, французского, устраивает почти вавилонское столпотворение, среди шума звуков, а скорее вороха букв, выделяется только одна осмысленная фраза: «Плоть обратится в прах, душа вознесется к Богу». Этот усечённый стих из Книги Екклесиаста описывает происходящую на коллаже сцену то ли сотворения мира, то ли наоборот его разрушения. И черно-белая фотография рыбы, вырезанная четко по контуру, вписывается в христианский контекст работы, так как в христианской иконографии рыба символизирует Иисуса Христа.

Виктор Жданов
Коллаж о напрасных надеждах

Виктор Жданов не только замешивает первичный бульон из букв разных языков и временных регистров, но и формирует из них фразы, похожие на лозунги. «Как счастлив был наш Юрий!» - припечатывает сверху атрибуты счастья, которые как из рога изобилия, выливаются из «Черного квадрата» Казимира Малевича: мидии и щупальца осьминога, хохочущая девушка, венецианская маска и цветок, фрагмент мозаики - золотая рыба удачи, вратарь, пытающийся в прыжке поймать мяч или просто летящий навстречу своему счастью.



«Избавь нас от этой войны», «HOMO SAPIENS.», «Не надо плакать», «Manche mögen´s heiß. Sie auch?» (Нем.: Некоторые любят погорячее. Они также?) – такие указания раздаёт художник. Самое лаконичное – «Ок» в коллаже «По умолчанию». На фоне силуэта колокольни Ивана Великого и куполов церквей Соборной площади Московского Кремля, крестов и яркой красной пятиконечной звезды Виктор Жданов приклеивает изображение кнопки «ок» как символ безальтернативного согласия, невозможности выбора и полного принятия прошлого и настоящего страны.

Виктор Жданов
По умолчанию

Для своих коллажей Виктор Жданов находит фотографии из старых журналов, их можно отличить по зернистому изображению, отсутствию глянца, выцветшей краске. Иногда художник сам добавляет историчности своим работам – покрывает их сверху желтой краской, словно это сама бумага пожелтела со временем. Порой он собирает композицию на старом картоне с неровными оборванными краями. А вырезки со словами в дореволюционной орфографии отсылают зрителя минимум на два века назад. Виктор Жданов отправляет зрителя в прошлое, которое придумал, создал сам художник из старых архетипичных элементов. Потому что когда зритель старше 25-27 лет на постсоветском пространстве читает фразу про Юрия, он в первую очередь представляет Гагарина, когда видит черно-белые и неяркие цветные зернистые фотографии, вспоминает журналы «Работница» и «Крестьянка», а фразы, вырезанные из почти коричневых страниц, пробуждают в памяти чтение библиотечных потрепанных книг по школьной программе.

Виктор Жданов
Небесные курильщики

Но работы Виктора Жданова не для тех, кто испытывает ностальгию по прошлому. Они для тех, кто ищет в нем темные места, кто пытается его осмыслить, понять и, возможно, найти ответы на вопросы настоящего.

Виктор Жданов
Желтая Офелия

Просмотров: 66Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все